ГБУЗ ЛО «Тосненская клиническая межрайонная больница» 

Лен. область г. Тосно ш. Барыбина д.29, телефон: (81361) 29943, факс (81361) 28139

Круглосуточная горячая линия ГБУЗ ЛО "Тосненская КМБ" +7-981-704-83-00

Горячая линия инфекционного отделения для пациентов с "COVID-19" +7-911-960-32-28

Телефон колл-центра 8(81361) 33-898; WhatsApp-приемная обращений 8 (981) 841-10-63

Педиатрическая служба ГБУЗ ЛО «Тосненская КМБ» ведет свою работу по основным направлениям оказания медицинской помощи детскому населению нашего района, насчитывающему 20000 детей.

Важнейшей задачей педиатрической службы является  неуклонное снижение перинатальной, младенческой и детской смертности, снижение заболеваемости, своевременное выявление  иных заболеваний, их профилактика, осуществление медицинской реабилитации,  предупреждение осложнений и снижение инвалидизации у детей . Медицинское наблюдение детей до 18лет создается единой медицинской бригадой (участковый педиатр и участковая медицинская сестра) которая обеспечивает профилактическое и лечебное  направление,а также участие в подготовке детей к выбору профессии с учетом здоровья, медицинское обеспечение юношей к подготовке военной службы.

Педиатрическая служба ГБУЗ ЛО «Тосненская КМБ» включает  оказание медицинской помощи детям:

- скорой неотложной помощи,

- медицинской помощи в условиях стационара,

- медицинской помощи в амбулаторно- поликлинических условиях, 

- организация профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

Мы живем в условиях, когда факторы неблагоприятного влияния на состояние здоровья человека значительно активизировались в связи с экономическими и социальными кризисными явлениями. Уровень здоровья любой нации определяет состояние здоровья детей, которые являются индикатором заботы общества о своем будущем.

 

Мероприятия по здравоохранению детского населения включают следующее:

- антенатальную охрану плода (антенатальный, или дородовый, патронаж);

- патронаж новорожденных;

- патронаж детей первого года жизни;

- диспансеризацию детей дошкольного и школьного возраста.

 

В системе медицинских мероприятий, направленных на здравоохранение детей, ведущее место занимает амбулаторно-поликлиническая помощь. Ее основные принципы – участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы, которые включают:

 

– бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;

– первичная и вторичная профилактика заболеваний;

– раннее выявление и своевременное лечение больных детей;

– реабилитация больных;

– просветительская работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечения его нормального физического и психического развития.

 

Лечебно-профилактическая помощь детям осуществляется в медицинских учреждениях разных уровней:

первичный уровень: сельская врачебная амбулатория или амбулатория семейного врача, участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, фельдшерский пункт - жителям села, а жителям города - детские поликлиники, учреждения скорой и неотложной помощи;

вторичный уровень: городские детские больницы и центральная районная больнице с поликлиническим детским отделением и стационаром;

третичный уровень: областные детские больницы, специализированные диспансеры, ЦПС и генетического консультирования, центры матери и ребенка, клиники НИИ.

Медицинское наблюдение за ребенком должно быть систематическим и беспрерывным, в связи с чем особое значение приобретает преемственность в работе врачей различных профилей.

 

Забота о здоровье ребенка начинается в женской консультации еще до его рождения. Следующим этапом является родильный дом. После выписки из родильного дома здоровый ребенок поступает под наблюдение детской поликлиники. Все беременные должны во время беременности пройти дородовый патронаж участковым педиатром, а также профилактические осмотры другими специалистами для профилактики патологии новорожденных. Работа поликлиники осуществляется по территориально-участковому принципу.

 

Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи - участковый принцип обслуживания, профилактическая направленность и диспансерный метод работы.

 

Основными направлениями деятельности детской поликлиники являются:

  • организация и проведение комплекса профилактических мероприятий (включая профосмотры детей и диспансерное наблюдение относительно групп здоровья и вида патологий. Под диспансерным наблюдением должны быть все дети, независимо от возраста и состояния здоровья);
  • противоэпидемические мероприятия (своевременное определение инфекционных заболеваний, изоляция больных, планирование и проведение профилактических прививок);

  • лечебно-консультативная помощь детям в поликлинике и дома;
  • лечебно-профилактическая работа в дошкольных учреждениях и школах;
  • организационно-методическая работа.

 

Поликлиники оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 18 лет (17 лет 11 мес. 29 дней) на приеме в поликлинике, при вызове врача на дом, в дошкольных учреждениях и школах.

Разделы работы участкового педиатра :

  Оказание квалифицированной педиатрической помощи детям в поликлинике и дома, диагностика болезней  

· оказание квалифицированной медицинской помощи детям в поликлинике и дома; · своевременная госпитализация; · направление на восстановительное лечение в санатории; · экстренная медицинская помощь независимо от местожительства; · экспертиза временной неработоспособности · организация консультаций и лабораторных обследований; · отбор детей для лечения и учебы в специализированных дошкольных и школьных заведениях;

  Профилактическая работа среди детей своего участка  

· антенатальная охрана плода; · профилактическое наблюдение за здоровыми детьми; · посещение младенцев в первые дни после выписки из роддома; · диспансерное наблюдение в соответствии с группами здоровья и вида патологии; · профилактические прививки; · проведение санитарно просветительской работы среди родителей и детей;

 

  Противоэпидемические мероприятия на участке  

· учет детей, которые подлежат прививкам, планирование этой работы; · специфическая иммунизация детей - проведение прививок соответственно рекомендованным срокам; · подготовка к прививкам детей, которые часто болеют, при наличии в анамнезе аллергических реакций на введение вакцин; · подготовка материалов по противопоказаниям для проведения прививок для обсуждения на комиссии, выполнение рекомендаций этой комиссии; · контроль за детьми после проведения прививок, учет необычных реакций, профилактика и лечение осложнений после прививок; · анализ эффективности прививок на участке; · своевременное выявление инфекционных заболеваний, уведомление о них СЭС; · изоляция (госпитализация) больных.

  Динамическое наблюдение за группой диспансерного учета

· периодические профилактические осмотры групп здоровых детей, объединенных возрастно-физиологическими признаками; · активное динамическое наблюдение за больными; · своевременное комплексное проведение необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий

 

Участковый педиатр осуществляет постоянную связь с женской консультацией, проводит антенатальный (дородовый) патронаж, что имеет особенно важное значение для беременных женщин из группы риска. О здоровье детей врач-педиатр начинает заботиться с момента выписки их из роддома, посещает новорожденных в первые три дня после выписки. Помощником участкового педиатра является участковая медицинская сестра.

Профилактическая работа с детьми первого года жизни включает патронаж, профилактические приемы с оценкой физического, нервно-психического и двигательного развития детей, контроль за правильным вскармливанием, режимом жизни и воспитания.

В течение первого года жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен участковыми медицинскими работниками поликлиники, а также ортопедом, офтальмологом, неврологом.

В конце первого года наблюдения после осмотра и обследования ребенка (общие анализы крови, кала и мочи, антропометрические измерения), проведения профилактических прививок педиатр оформляет детальный эпикриз, составляет план оздоровительных мероприятий на последующий период.

Педиатр проводит динамическое наблюдение за группой диспансерного учета, осуществляет оздоровление детей вместе с врачами других специальностей, оценивает эффективность диспансеризации, обеспечивает обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия, проводит учет и отбор тех, кто по состоянию здоровья нуждается в санаторном лечении.  По состоянию здоровья дети распределяются на группы здоровья

Больных детей первого года жизни лечат преимущественно в стационаре. Лечение детей до одного года в домашних условиях требует ежедневного посещения врача для контроля эффективности лечения и своевременной госпитализации тяжело больных в случае необходимости. При необходимости ребенку на дому оказывается неотложная помощь.

 Профилактические прививки детям  осуществляются в специальных прививочных кабинетах при детских поликлиниках. Прививки организованным детям проводят в детских дошкольных учреждениях или школах.

Важным разделом в работе врача-педиатра и участковой медицинской сестры является подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения. К мероприятиям, которые проводит медицинский персонал детской поликлиники по этому вопросу, относятся работа с родителями, консультации специалистов, окончание вакцинации (не позднее чем за один месяц до начала посещения дошкольного учреждения).

 

Перед поступлением в школу комплексные медицинские осмотры детей проводят врачи основных специальностей: офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, хирург, стоматолог, логопед, проводят лабораторные исследования (анализы крови, мочи, кала), антропометрические измерения, определение артериального давления.

Выводы каждого специалиста фиксируют в индивидуальной карточке ребенка (форма № 26/0) и в истории развития ребенка (форма № 112/О), где указывается диагноз, группа здоровья, при необходимости — назначения.

 

Диспансеризацию детей школьного возраста осуществляют школьные педиатры вместе с врачами-специалистами путем проведения плановых осмотров, во время которых особенное внимание уделяют режиму дня, питанию, гигиеническому воспитанию школьников, своевременному проведению профилактических прививок, оздоровительных мероприятий, раннему выявлению заболеваний, диспансерному наблюдению за больными детьми с разнообразной патологией.

 

Прием детей в поликлинике.

 

Эффективная организация работы участковых медицинских работников зависит от правильно составленного посменного графика работы, который позволяет родителям с детьми посещать поликлинику в удобное для них время; правильной организации работы вспомогательного звена (регистратуры, кабинетов функциональной диагностики и лаборатории); использование консультативной помощи. Один день в неделю выделяется для профилактического приема здоровых детей. Поликлинический прием участковый врач проводит вместе с медицинской сестрой. Все данные об обследовании, диагнозе и лечении ребенка вносят в форму № 112/0. 

При необходимости госпитализации участковый педиатр оформляет подробную выписку из истории развития (форма № 112/0) с указанием о проведенном лечении, профилактических прививках, эпидемическом окружении. В случае выявления инфекционного заболевания оформляет экстренное извещение (форма № 058/0), которое направляет в санитарно-эпидемиологическую станцию, устанавливает карантин.

За здоровыми детьми врачи должны проводить наблюдение непосредственно в поликлинике. В случае острого хода заболеваний или обострений хронических болезней лечения ребенка и ее обследования врач проводит в домашних условиях. В поликлинику такие пациенты идут через отдельный вход – это дает возможность устранять контакт со здоровыми детьми.

Врач может организовать стационар на дому для оказания квалифицированной медицинской помощи детям. Основные задачи стационара на дому включают проведение мероприятий по диагностике и лечению больных детей при острых заболеваниях или обострении хронических болезней, долечивания после выписки из стационара. Отбор больных детей для лечения в стационаре на дому осуществляет участковый врач-педиатр по согласованию с заведующим педиатрическим отделением поликлиники.

 

На современном этапе рядом с развитием стационаров дома получили распространение дневные стационары, организация которых имеет целью:

  • интенсификацию работы детской поликлиники;
  • более полное обеспечение детей стационарной помощью;
  • рациональное использование коечного фонда.

На лечение в дневной стационар направляются больные дети:

  • которые не нуждаются в строгом постельном режиме;
  • способные к активному передвижению;
  • которые не имеют противопоказаний для лечения за пределами стационара.

 

В медицинском обеспечении детей важное место занимает стационарная помощь, потребность в которой возникают при необходимости в постоянном врачебном наблюдении за больным ребенком, в проведении комплексного интенсивного лечения и исследований, которые невозможно осуществить в амбулаторно-поликлинических условиях. Стационарная помощь предоставляется в детских больницах (многопрофильных или специализированных).

Основной задачей педиатрического отделения является оказание высококвалифицированной помощи в достаточном объеме. В ее структуру входят различные подразделения. Наличие специализированных отделений и их профиль определяются с учетом местных условий, особенностей региональной заболеваемости, возрастного состава детей.

 

Приемное отделение стационара обеспечивает:

  • санитарную обработку поступающих на лечение больных;
  • изоляцию детей, которые были в контакте с инфекционными больными;
  • оказание первой неотложной помощи;
  • справочно-информационные функции;
  • учет движения больных в стационаре и их выписку.

 

 В отделении стационара ребенок находится под непосредственным наблюдением врача, который обследует его, устанавливает диагноз, определяет план лечения, проверяет правильность и своевременность выполнения всех назначений медицинской сестрой, проводит санитарно-просветительную работу с родителями, в случае необходимости организовывает консультации пациента другими специалистами.